Танковый музей, Кубинка.

октябрь 2021

В танковый музей в Кубинке мы собирались давно. После того, как младший увлёкся военной тематикой, и в частности танками, это было одним из главных направлений для будущих путешествий. Но Кубинка расположена на запад от Москвы, посему посетить этот танковый музей одним днем нам проблематично, много времени уйдет на дорогу и объезд Москвы с востока на запад. В 2019 мы одним днем без предварительной подготовки съездили в Монино, в главный музей ВВС. Несмотря на выдавшуюся неудачную погоду музей понравился — много любопытных экземпляров самолетов и вертолетов. Но младший по-прежнему напоминал про танковый музей в Кубинке и знаменитый танк Маус. Потом танковый музей в Кубинке был закрыт на реконструкцию, потом был ковид и локдауны. И вот, осенью 2021 у нас созрел план путешествия на осенние каникулы в Сербию. Билеты на самолет были с ранним вылетом из Москвы, и давние планы по Кубинке хорошо вписывались в общий план путешествия – выехать пораньше из дома, посетить танковый музей, переночевать в отеле рядом с аэропортом и далее на самолет. Правда в последний момент, когда уже и билеты в музей были куплены онлайн, власти объявили очередной недолокдаун-нерабочие дни на осенние каникулы. Но, как выяснилось, музеи продолжают работу, хотя и требуют qr-код.

Выехать пораньше у нас что-то не сложилось: долго прособирались с утра. Трассу М7 прошли вполне удачно, без пробок, но скоростной её тоже не назовешь, и к Москве мы уже подъезжали в районе обеда. Посему, когда увидели указатели на новую скоростную автомагистраль, весьма обрадовались —  музей работает до 17, и времени на посещение оставалось немного. До этого я только краем уха слышал про строительство в Подмосковье платного дублера старой областной объездной дороги, так называемой «бетонки». Новая дорога была шикарна, настоящий автобан без светофоров м населенных пунктов, с ограничением скорости 120. Но немного смущало отсутствие шлагбаумов на въездах, пунктов оплаты на выезде и висящие объявления про систему оплаты free-flow. Я подумал, что новая трасса просто еще официально не пущена и потому бесплатна. Мы так несколько лет назад бесплатно проехали по участку платной трассы на Питер в районе Верхнего Волочка. Позднее оказалось, что сомневался я не напрасно. Дорога эта очень даже платная и не из дешевых – полный объезд Москвы с востока на запад обойдется в 705 рублей(с транспондером дешевле). На въездах-выездах с дороги считываются автономера и в системе автодора автоматически формируется долг за проезд. Если не оплатить в течение 20 дней, то к долгу еще плюсуется штраф на полторы тысячи рублей. Всё это выяснилось после возвращения домой из путешествия, когда полез в интернет узнать про эту новую трассу поподробней. Ради любопытства вбил свои номера на сайте автодора и неожиданно узнал, что уже должен им почти тысячу рублей. На мой взгляд, такая система взимания платы не самая удачная и спорная – водитель может въехать на неё случайно, не осознавая необходимость дальнейшей оплаты на каком-то там сайте в интернете. Мы много путешествовали по дорогам Европы, там тоже есть платные дороги, но такого способа оплаты не видел нигде. В большинстве случаев это стандартные шлагбаумы на въезде-выезде, в некоторых странах иностранцам необходимо покупать виньетку для проезда.

Но всё же, благодаря этой дороге, мы сэкономили примерно полтора часа времени и засветло были в Кубинке. Несмотря на начавшиеся осенние каникулы и нерабочие дни, посетителей в музее было совсем немного, а на большой платной парковке было всего несколько авто. На входе в музей скучающие охранники строго потребовали предъявить qr-код. Все взрослые члены экспедиции привиты, qr-коды предварительно распечатаны на русском и английском языке. По ошибке я показал охраннику английский вариант, чем вызвал легкое смятение и подозрительные взгляды — уж не «шпиёны» ли мы. И только благодаря короткому консилиуму нескольких охранников все благополучно разрешилось, и нас пропустили в музей.

После реконструкции музей выглядит(хотя бы внешне)вполне современно – шесть больших ангаров с экспонатами, красивые зеленые аллеи между ними, несколько магазинов с сувенирами и большое кафе на территории.

Хотя, по отзывам в интернете некоторых знатоков и ценителей танковой тематики, музей после реконструкции немного «растерял» часть своей уникальной коллекции бронетехники в пользу других экспозиций парка «Патриот», частью которого он стал.

Учитывая ограниченное время, мы первым делом направились к ангару №6 «Монстры вермахта. Бронетехника США», к знаменитому танку «Маус», который более всего интересовал младшего.

Я, сам, в последнее время мало интересуюсь военной техникой, в «танчики» не играю и вообще с возрастом все более склоняюсь к пацифисткой точке зрения. Но посмотреть на грозные машины все равно интересно и с исторической, и с технической точки зрения. И немецкий танк «Маус» действительно поражает своими размерами, как и размещенная по соседству в ангаре немецкая же самоходная мортира типа «Карл».

«Маус» проектировался немецкими конструкторами во время второй мировой как сверхтяжелый танк прорыва. Но к концу войны «Маус» был выпущен в количестве двух прототипов, и в отличие от того же  «Карла», участия в боевых действиях не принимал. Оба экземпляра супертанка были взорваны, но один пострадал не так сильно, и в итоге, в качестве трофея оказался в танковом музее в Кубинке.

Кроме этих двух монстров, в этом ангаре также были выставлены несколько танков и бронемашин США.

Большинство выставочных образцов в музее не предполагает, что на них или тем более внутрь можно забраться. Но есть отдельные образцы, в которые можно залезть и ощутить себя настоящим танкистом и заодно сфотографироваться. В этом ангаре, в частности, можно было попасть внутрь американского бронетранспортера.

Кроме супербольшого танка, был и супермаленький танк-шар, больше похожий на какое-то НЛО. Как выяснилось из пояснительной таблички это чудо немецкого производства предполагалось использовать как передвижной наблюдательный пункт.

Далее мы прошли в павильон №5 «Бронетехника иностранных государств». В основном там представлены были французские и английские машины. На что сразу обратил внимание — достаточно много образцов на колесном ходу, а не на гусеницах. Что, впрочем, логично — дорожная сеть в Европе в XX веке была уже достаточно развита, это не русское бездорожье.

После ангара №5 мы было направились на открытую площадку, где была выставлена техника. Но эта площадка(по правильному она называется зона динамического показа) оказалась закрыта. Как я понял, она предназначена для проведения представлений, парадов с действующей бронетехникой.

Кубинка

Продолжили мы осмотр в ангаре №1 «Тяжелые танки и САУ СССР».

Большинство экземпляров в этом ангаре — экспериментальные модели тяжёлых танков. Каких только вариантов в послевоенное время не напридумывали советские конструкторы: плавающие, ракетные, огнеметные и т.д. и т.п. Страшно представить, сколько денег ушло на проектирование, производство и испытание этих монстров. И ничего удивительного, что в Советском Союзе сил и средств на бытовую технику уже не хватало…

Между анагаром №1 и № 2 «Броневая мощь Урала» расположился танкодром для детских игрушечных танков, но и он, к сожалению, не работал.

В ангаре №2 были представлены в основном послевоенные и современные варианты танков, соответственно, производимые на Урале. Младший, да и мы сами, уже были явно пресыщены таким количеством бронетехники и этот ангар мы прошли довольно быстро.

А вот в ангарах № 3 «Легкие танки СССР» и № 4 «Бронетранспортеры и БМП» мы немного задержались. Во-первых, там было несколько интересных и исторических экземпляров.

А во-вторых, там можно было наконец залезть внутрь и почувствовать себя настоящим танкистом.

Время пролетело незаметно, и уже пора было направляться к выходу. Пары часов нам вполне хватило на осмотр этого музея. Хотя, если бы работал детский танкодром и зона динамического показа, здесь можно было провести и больше времени.

Около выхода из музея расположена площадка с памятником погибшим танкистам и небольшая часовня.

По завершении визита мы традиционно прикупили младшему небольшой сувенир военной тематики.

В целом, посещение танкового музея в Кубинке понравилось, но как-то интуитивно я ожидал чего-то большего. Возможно, повлияла пасмурная погода или не работающий танкодром. Но на мой взгляд, музей стал бы гораздо интересней, особенно для детей, если бы было больше экземпляров, по которым можно полазать и посидеть внутри. Вряд ли дети причинят много вреда этим железным монстрам. И явно не хватает современных интерактивных стендов. Сейчас гаджеты внедряются везде, и в военную технику в том числе, а этот музей подобные нововведения как будто обходят стороной.