Плёс, первое путешествие по России в эпоху коронавируса.

сентябрь 2020

В феврале 2020, еще до начала пандемии коронавируса, мы весьма удачно cъездили в усадьбу Островского в Щёлыково. Останавливались мы в ту поездку на турбазе Кантри-хоум, которая расположена на реке Мера, притоке Волги, напротив Кинешмы. Турбаза нам приглянулась, и мы еще тогда решили для себе приехать еще раз, но уже летом. Но этим летом из-за ковидных ограничений с поездками на турбазы как-то вообще не складывалось, и только в сентябре у нас наметилась поездка. В Плёс мы тоже собирались уже давно, как никак, место известное, знаковое. Но и ехать туда, вроде как, нужно осенью, за очарованием левитановских пейзажей. Так и сложился маршрут поездки – турбаза Кантри-хоум и Плес, тем паче, что расположены они относительно рядом: в полутора-двух часах езды.

Маршрут до турбазы, как и в зимнюю поездку, проложили вдоль Волги, через Чкаловск, Пучеж и Кинешму. Дороги по этому маршруту хоть и районного значения, но вполне приемлемые по качеству.

Непосредственно отдых на турбазе вынесу в отдельный рассказ, но опять же замечу, что и летом турбаза Кантри-хоум зарекомендовала себе с хорошей стороны.

После суточного отдыха на турбазе мы доехали до окраин Кинешмы и направились в сторону Плеса. Хотя и Плес и Кинешма расположены на одном берегу Волги, проехать напрямую не получится, дороги вдоль реки нет, и пришлось делать небольшой крюк через Вичугу. Вичуга – город достаточно новый, но с богатой историей и архитектурой, переживший расцвет в период развития ткацкой промышленности. Город это очень интересный с точки зрения истории XIX –XX веков, но сейчас запущенный и умирающий. Возможно, мы сюда еще приедем целенаправленно, а пока проехали мимо.

В Плесе у нас был забронирован номер в гостевом доме рядом с центром. Хозяйка гостиницы предупредила нас заранее, о том, что въезд в центр Плеса ограничен и любезно подсказала пути проезда. Сам же гостевой дом располагался в старинном деревянном особняке, на улице Льва Толстого.

Плёс

Разместившись в гостевом доме, мы сразу отправились преодолевать «Плёсские версты». Так оригинально называется пешеходный маршрут, разработанный местными знатоками и охватывающий все достопримечательности Плеса. При желании, этот маршрут можно найти и скачать из интернетов.

Начали мы с Воскресенской горы, где мы собственно и поселились, и откуда открываются неплохие виды на Волгу.

Спустившись с горы, мы вышли на бывшую Воскресенскую, а ныне улицу Ленина(куда ж без неё) к комплексу Воскресенской и Михайло-Архангельской церквей, откуда открывается вид на главную – торговую площадь Плеса.

Время было уже послеобеденное, и основная толпа туристов уже схлынула.

На типичной приволжской, купеческой улице Ленина большая часть домов отреставрирована либо выстроена заново, но особо выделялся дом какого-то местного фаната советского прошлого.

Параллельно улице Ленина идет улица Советская – по сути главная улица Плеса и она же набережная, с променадом, старинными купеческими особняками и современными модными кафе.

В районе пересечения с торговой площадью количество кафе и сувенирных лавок возрастает многократно.

Несмотря на вроде бы обширное количество мест общепита и не очень большое количество туристов, найти подходящее место для себя мы смогли далеко не сразу. Где-то нас не устраивало само кафе по ценам либо чистоте, а где-то все столики уже были забронированы.

Ну и цены в Плесе были далеко не провинциально ивановские, а скорее московские. Как, впрочем, и публика — пока мы прогуливались по набережной, встретили несколько популярных московских артистов.

В тот вечер мы все-таки прошли почти всю набережную и дошли до всем известных инсталяций —  дачнице и волжским просторам, основным инстаграмным площадкам Плеса.

Остальную часть «плёсских верст» мы оставили на следующий день.

С погодой нам повезло, стояли теплые сентябрские деньки, настоящее «бабье лето». И на следующий день, с самого раннего утра, «по холодку» и пока не нахлынули организованные толпы туристов, отправились далее по плёсским холмам. Пройдя мимо комплекса Троицкой и Введенской церквей,

 мы поднялись на соборную гору. По периметру горы расположено несколько смотровых площадок и открываются прекрасные виды на сам Плес и волжские просторы.

Здесь же расположены древний Успенский собор XVII века, здание присутственных мест времен Екатерины II и единственный в России памятник великому князю Василию I, как считалось ранее, основателю Плеса.

На постаменте выставлена копия памятника 1910 года, оригинал хранится в местном краеведческом музее, который разместился здесь же, в здании присутственных мест.

Плес впервые упоминается в 1238 году в числе городов, разоренных Батыем, а в 1410 году Василий I построил здесь оборонительную деревянную крепость, одновременно служащую таможенным постом на волжском пути. Плес упоминается также в путевых заметках Афанасия Никитина «Хождение за три моря». Долгое время Плес располагался на перекрестке торговых путей и неплохо развивался. В XIX век он вообще стал главным портом окрестного текстильного края, но после строительства железной дороги Иваново-Кинешма стал постепенно приходить в упадок.

Новую славу и толчок к развитию Плес приобрел, благодаря своей природной красоте и популярности в творческой среде. В конце XIX века здесь на несколько сезонов останавливался Левитан, навечно прославивший Плес своими картинами. Позже, в 1910 году, здесь отдыхал на даче Федор Шаляпин, также очарованный местными пейзажами.

А в начале XXI века места эти дивные приглянулись еще одной весьма влиятельной творческой личности, большому любителю айфонов и виноградников. Позже, в соседней с Плёсом деревне Миловке была построена официальная резиденция для тогдашнего президента. А вслед за ним потянулись в Плёс многочисленные чиновники, богема и, соответственно, деньги на благоустройство города. И тихо умирающий волжский городок вновь стал возрождаться.

Кстати, первоначально Левитан в компании учеников и соратников Алексея Степанова и Софьи Кувшинниковой, остановились для рисования речных пейзажей у нас в Нижегородской области, в деревне Чулково, на Оке. Но странная компания художников вызвала нездоровый ажиотаж у местных крестьян, и из Чулково они были вынуждены уехать. Добравшись по Оке до Нижнего Новгорода, они там пересели на пароход до Ярославля и наконец остановились в Плесе, вдохновленные волжскими просторами. В Плесе Левитан провел три летних сезона в 1888-1890 годах, ездил в поисках подходящих пейзажей по окрестностям, в Кинешму, Юрьевец и Кострому.  Но конечно, наибольшую известность приобрел именно плесский вид со знаменитой картины «Над вечным покоем».

 Считается, что на этом пейзаже изображен вид на волжские просторы с холма, на котором стояла деревянная Петропавловская церковь. Холм в дальнейшем так и стал называться – Левитанова гора, и именно туда мы отправились далее по маршруту.

С Соборной горы путь лежал по вымощенной булыжником улице со смешным советским названием «Спуск горы Свободы».

Перейдя почти высохшую речку Шохонку по деревянному мостику, мы прошли мимо аутентичного амбара с крышей, покрытой дранкой(также упомянутого в путеводителе) и по симпатичным улочкам начали подъем на гору Левитана.

Примерно вполгоры начинается специально предназначенная лестница.

Лестница эта деревянная, сооружена на средства президентского гранта, оборудована симпатичными скамейками, шикарными видами, чрезвычайно фотогенична и само по себе может быть достопримечательностью.

Добравшись до вершины горы,  мы наконец узрели самый узнаваемый плесский пейзаж.

Деревянная церковь конечно же с левитановских времен не сохранилась, её непреднамеренно сожгли местные мальчишки-шалопаи еще в 1904 году. Нынешняя Воскресенская церковь почти ровесница оригинальной и привезена из одной из окрестных деревень.

Кроме церквушки, на вершине горы расположен памятник живописцу,

Мне ,кстати, больше понравился другой волжский пейзаж, открывающийся с этой горы.

Вдоволь налюбовавшись волжскими просторами, мы спустились горы, прошли мимо Варваринской церкви и там приметили симпатичный, ярко-желтый деревяннный домик, богато украшенный резными наличниками.

Около музея пейзажа мы планировали по-быстрому сделать несколько фото около самых известных плёсских инсталяций . Но это оказалось не так просто, так как к ним уже выстроилась импровизированная очередь страждущих туристов-инстаграмеров и это заняло определенное время

DSC08777.JPG DSC08785.JPG IMG_1960

Далее по плану было посетить дом-музей Левитана на набережной, но тут нас ждала самая большая неудача в этой поездке – из-за ковидных ограничений доступ в музей был ограничен, туристов запускали маленькими партиями по предварительной записи. Ближайшая запись на этот день еще была, но уже на достаточно позднее время. С учетом неблизкой дороги домой, мы оставили посещение музея до будущих времен. Посему, от музея Левитана в качестве воспоминаний осталось только фото памятника известному живописцу.

Сам музей расположен в бывшем доме купца Солодовникова, который и сдавал комнаты на протяжении двух сезонов 1888-1889 года трем художникам – Исааку Левитану, его замужней подруге и начинающей художнице Софье Кувшинниковой, и другу её мужа, также художнику, Алексею Степанову. Компания и по нынешним временам довольно странная, неудивительно, что их прогнали из Чулково и удивительно, как приютили в Плесе. Кстати, ранее на месте музея пейзажа ранее был особняк купца Грошева, у Левитана там одно время была мастерская и с этим связана другая скандальная легенда. Якобы жену этого самого купца, некую Аннушку Грошеву, Левитан и сотоварищи убедили в наличии актерского дара, и она сбежала от мужа и семьи в Москву, в поискаХ актерской карьеры. После этой истории, в сезоне 1890 года, художники уже не смогли снять жилье в центре Плеса и поселились на окраине, а в дальнейшем проводили летние пленеры в Тверской губернии.

Прогулявшись еще раз по знаменитой плёсской набережной, мы наконец попробовали знаменитое черное плёсское мороженое(ничего особенного кроме цвета в нем нет) и заприметили еще несколько интересных особняков и интригующих табличек на них.

Завершили мы свой визит в другом известном плесском месте – кафе Софьи Кувшинниковой.

В здании бывшего бакалейного магазина ныне размещается кафе, где якобы делают выпечку по фирменному рецепту сподвижницы живописца. Место это для Плёса культовое, недешевое и популярное у посещающей город современной столичной богемы. Справедливости ради надо признать, что выпечка и кофе там действительно вкусные.

В-целом, Плёс нам понравился — городок душевный, с развитой туристической инфраструктурой и явно достойный посещения. Да и с погодой нам повезло, что тоже положительно повлияло на впечатление. Но, с моей скромной точки зрения, туристическая привлекательность Плёса значительно переоценена. В силу большой популярности у столичной тусовки и чиновников, цены на проживание, питание и услуги в Плесе завышены, а красивых видов на равнинные речные просторы на Волге и Оке предостаточно и в других местах, будь то Юрьевец, Чулково или Горбатов.

PS. На обратной дороге навигатор проложил маршрут через городок Лух, стоящий на одноименной речке. Речка эта у нас — популярный туристический маршрут и место отдыха. Мы заехали прямо центр городка и с удивлением обнаружили несколько старинных соборов, остатки древних валов и реконструкцию деревянного кремля. Времени на полноценный осмотр у нас уже не было, и мы ограничились несколькими фото.

Позже я почитал про этот город, место это крайне интересное с исторической точки зрения и теперь в списке наших будущих экспедиций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *