Чкаловск, центр туризма «Русские крылья» и музей Чкалова.

март 2019

Весенне-осеннее межсезонье на мой взгляд самое лучшее время для посещения музеев. В это время не очень приятно совершать пешие прогулки и нет зимних и летних возможностей для отдыха на природе. Посему мы в это время обычно и осматриваем близлежащие музеи. В очередные выхожные наш выбор пал на Чкаловск, благо ехать до него на авто всего два часа. Первый раз я был в музее Чкалова в детстве, во время поездки с классом. От того визита в памяти остались лишь вспышки воспоминаний про огромный самолет, стоящий в ангаре. Несколько лет назад я с сыновьми сьедил туда и остались весьма довольны, но самолет в ангаре уже не казался таким огромным. Наверно это потому. что я вырос…

Младший после той поездки подарил нам семейный мем про летчика «Чикалова». За это время он заметно вырос, стал гораздо осмыленней воспринимать информацию и решено было повторить поездку.

Сама дорога до Чкаловска вполне приемлемая по качеству. Проходит она через древнюю Балахну и при желании можно совместить оба города, но на мой взгляд они оба достойны отдельного осмотра.

В Чкаловске есть два основных туристических обьекта — музей В. П. Чкалова и музейный центр «Русские крылья» в местном ДК. Кроме того есть экскурсионные программы и мастер-классы при фабрике гипюра и местном заводе шампанских вин. В целом туристический потенциал Чкаловска неплохо представлен на городском туристическом портале и на сайтах музеев.

Первой точкой нашего маршрута был музейный центр «Русские крылья». Расположился он в местном ДК, построенном в 1940 году, сразу после гибели Чкалова.

Чкаловск

Само здание, выстроенное в стиле сталинского ампира уже является историческим памятником регионального значения и резко контрастирует с окружающей малоэтажной застройкой Василёвой слободы(коей и был ранее город Чкаловск).

На третьем этаже здания размещается выставочный зал им. Каманина, где представлены работы художников, связанные с Чкаловском. К сожалению у нас не было достаточно запала и времени и мы его пропустили в этот раз.

А вот на втором этаже разместился музей скоростей, посвященный по большей части деятельности Ростислава Алексеева, знаменитого конструктора судов на подводных крыльях и экранопланов.

Алексеев не является уроженцем этих мест, само КБ его располагалось в Горьком, но в окрестностях Чкаловска была расположена испытательная база и он проводил здесь много времени. Экспозиция очень интересная, особенно для интересующихся этой тематикой.

Часть экспозиции отведена под историю самой Василевой слободы и историю строительство судов на местных мастерских в прошлом и позапрошлом веке.

Особенно заинтересовал стенд, посвященный затоплению городка после строительства Горьковской ГЭС. Также много старых фотографий и макетов старинных волжских судов, в том числе знаменитых расшив и белян.

Осмотр залов у нас занял около часа, музей мы проходили самостоятельно, но при желании можно взять экскурсию.

Музей В. П. Чкалова расположился в соседнем с ДК здании. Разместился он в двух основных зданиях — ангаре с самолетами

и в деревянном родовом доме Чкалова.

Интересный факт, что сам дом ранее стоял в совсем другом месте и при затоплении Горьковского водохранилища должен был уйти под воду. Но благодаря страниями сотрудников музея и энтузиастов был перемещен целиком на новое место. И история этого переезда отражена в экспозиции.

Экспозиция разбита по разным периодам жизни легендарного летчика, начиная от детских лет и заканчивая гибелью.

Внутреннее убранство и интерьеры сохранились практически в том же виде, какими они были при жиэни летчика.

Этот музей мы также осмотрели самостоятельно под мои комментарии про замечательную жизнь и деятельность этого явно незаурядного человека. Как правило, я готовлюсь к подобным поездкам заранее и изучаю материал по теме. В таком случае, даже с экскурсоводом, осмотр достопримечательнойстей получается гораздо эффективным и материал гораздо глубже оседает в памяти.

После осмотра дома мы продолжили осмотр в ангаре. Ангар, кстати не отапливаемый и там достаточно прохладно.

В ангаре представлен знаменитый АНТ-25(на котором совершались дальние перелеты)

истребители И-16 и И-17(которые испытывал Валерий Павлович)

и МИГ-15(как олицетворение мечты Чкалова о скоростных полетах).

Также там выставлены личные средства передвижения В. П. Чкалова — шикарный автомобиль Паккард, катер-плоскодонка

и личный самолет По-2, на котором Чкалов летал из Москвы на малую родину, в Василёву слободу.

Также в ангаре есть информационные стенды, посвященные дальним перелетам и еще целый ряд экспонатов.

На этом наш осмотр закнчился, поездка получилась очень познавательной и полезной.

В завершение, мы вышли на набережную недалеко от музея, к знаменитым волжским просторам, которые так любил Чкалов.

В это время картина не такая живописная, как летом, но все равно величина Горьковского водохранилища(или как его еще нарекли на местном жаргоне «горе-море») впечатляет.

С общественным питанием для туристов в Чкаловске не все хорошо, но при определенной сноровке можно найти, где вполне приемлемо покушать. В нашем случае одно кафе оказалось закрыто, второе на спецобслуживании и только в третьем, под названием Панда-хаус мы смогли перекусить. Основное меню этого кафе составляют суши, но есть и другие блюда. Кормят вполне прилично, ценник средний.

Возвращаясь домой мы заехали в Пурех, старинное село, одну из бывших вотчин князя Пожарского. Село распологается как раз по трассе Чкаловск — Нижний и мы заехали туда буквально на несколько минут. В селе сохранился красивейший храм XVII века — Преображенский собор и есть небольшой, но весьма интересный краеведческий музей, посвященный в основном деятельности князя Пожарского.

Чуть дальше по улице расположился еще один храм, но он к сожалению восстановленным внешним видом похвастать не может…

Зато там предлагают интернет…